Опора в пении

Характеризуя различные голоса, выделяется интересный критерий голоса – опора. Что же это такое, как это отражается в качестве голоса и можно ли развить опору для улучшения пения. Опора – это особое состояние слаженности работы мышц, которые участвуют в процессе пения.

Слаженная работа таких мышц, как дыхательные и вокальные, дают возможность певцу исполнять любую песню легко, свободно, не испытывая напряжения. Мышцы работают как резонаторы, и такое состояние нарабатывается годами правильной формировкой звуков у многих певцов, но встречаются люди, у которых опора работает сразу без практики и учёбы.

При формировании голоса, преподаватели отмечают, что голос стал опёртым, просят обязательно запомнить состояние вокальное и физическое для будущей работы. Это довольно трудно для начинающих вокальных исполнителей. В этот момент надо прислушаться к своему состоянию, запомнить и осмыслить все изменения, даже совсем незначительные.

Анализируя данные состояния, мозг запоминает информацию на будущее, преобразует и создаёт новые связи для закрепления нового навыка. И если будет допущена ошибка, то переучиться будет почти невозможно. Поэтому нужны опытные педагоги для обучения. В общем опора представляет собой комплекс таких ощущений, приводящие к качественному результату, но с минимальной потерей энергии.

Каждый вокалист опору ощущает по- своему. Многие думают, что опора- это столб воздуха, исходящий из диафрагмы, и упирающийся в нёбо. Другие понимают опору как давление на мышцы связок, которое получается при напряжении мышц дыхания.

Следующие принимают поток воздуха, который удерживается связками, опорой, а другие утверждают, что воздух должен упираться в зубы и это будет опора. Разные ощущения создают свою терминологию, но главное в том, что существующие разные понятия опоры определяются процессом звукообразования:

  • опора голоса;
  • опора дыхания;
  • акустическая опора.

Нужна ли опора в пении и зачем? Подводя итог отметим, что ощущение опоры увеличивает эффективность и работоспособность мышц гортани, в результате повышается выносливость голосового аппарата. Дыхательная система и работа вокальной системы слажены, создаются минимальные нагрузки на гортань.

Этот эффект был описан в книге «Основы вокальной методики» Дмитриева, где приведены результаты рентгеновских исследований. Было зафиксировано у опытных певцов, ощущение опоры создавалось с постоянным сужением самой гортани над связками, помогая экономить силу и энергию.

Анализируя этот удивительный эффект, можно сделать выводы для развития состояния опоры пения. Сужаясь, гортань создаёт особую камеру дополнительного сопротивления, которая поглощает возникающие лишние нагрузки, возникающие при определённом виде пения. Правильное дыхание позволяет связкам делать колебательные движения с минимальной затратой энергии, без сильного напряжения, которое возникает от давления потока воздуха под голосовыми связками. Можно сделать вывод, что нужно сбалансировать давление воздуха над и под связками гортани. Как прийти к такому состоянию? Какие действия помогут связкам сужаться, создавая баланс давления воздуха в разных частях гортани?

Известны некоторые примеры этого состояния, которые можно вызвать выполняя следующие действия. Практика показывает, что когда человек задерживает дыхание, стонет, то происходит сужение гортани, мышцы напрягаются. Можно попробовать использовать этот факт для тренировки, получить ощущения свободного пения.

Сделаем глубокий вдох, напрягая диафрагму, и задержим выдох, как будто предстоит погружение в воду на большую глубину. Потом расслабимся и выдохнем весь объём воздуха. Ощущения после особенные, становится легко дышать. Повторяем процедуру ещё раз. Потом глубокий вдох и можно начинать петь.

В вокальном исполнении, опора занимает очень важное место. Отсутствие опоры может привести к проблеме интонации при исполнении вокального произведения. Если проблема с дыханием, его хронически не хватает – всё дело в опоре. Высоко поёте, но садится голос, то проблема в опоре или её отсутствии. Многие неудачи вокального певца могут быть связаны с неправильно поставленной опорой.

Ни одна книга не сможет помочь в решении проблемы опоры голоса, дыхания. Опытный преподаватель вокального искусства сможет найти ответы на все возникшие вопросы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>